yunik200 (yunik200) wrote,
yunik200
yunik200

Э.В.Ильенков


Э.В.Ильенков
ПСИХИКА И МОЗГ
(ОТВЕТ Д.И.ДУБРОВСКОМУ)

("Вопросы философии", 1968, №11)

На фото советский философ Ильенков Эвальд Васильевич (1924 - 1979 ) со своим слепоглухим учеником Суворовым А. В.,
доктором психологических наук.

Попалась случайно статья Ильенкова Э.В.  и поразила актуальность статьи и вообще его творчество ( поверхностно просмотрел книгу "Философия и культура").
Настоящий и забытый философ, развивающий диалектический материализм К.Маркса в борьбе с догматизмом штатных марксистско-ленинских философов, их вульгарным материализмом.

Цитата:

Ведь главное коварство нивелирующей тенденции в наш век заключается именно в том, что она имеет своим дополнением, больше того, внешней формой своего проявления, именно поощрение максимально пёстрого разнообразия в пустяках, в сугубо личных особенностях, никого, кроме их обладателя, не касающихся и не интересующих, и имеющих примерно то же значение, что и неповторимость почерка или отпечатков пальцев. На такую "индивидуальность" и на такое "разнообразие" никто ведь и не покушается.       Совсем наоборот.Современная капиталистическая развитая индустрия проявляет бездну изобретательности, чтобы замаскировать унылое однообразие товаров ширпотреба, отштампованных на конвейере миллионными тиражами, какими-нибудь совершенно несущественными, но бьющими в глаза копеечными деталями, создающими иллюзию "неповторимости".
То же самое и с психикой. Подобную "неповторимость" станет искоренять разве что очень глупый, не понимающий своей выгоды конформист. Конформист поумнее и покультурнее станет её, наоборот, поощрять, станет льстить ей, чтобы легче заманить индивида в царство конвейера и стандарта.
Ему очень даже выгодна такая "неповторимая индивидуальность", которая кичится своей непохожестью на других в курьёзных деталях тем больше, чем стандартнее, штампованнее и безличнее является психика в главных, в социально значимых проявлениях и регистрах. Это и есть та самая "особенность", которую французы окрестили когда-то презрительным словечком "эспесе". Такая "эспесе" расцветает всегда в период смертельного кризиса культуры, что блестяще понял уже Дидро в своём "Племяннике Рамо".





В этих неповторимых индивидуальностях так и вижу наш любимый креативный класс.


И еще цитата из статьи:

А бесконечно повторяющиеся требования фуркации школьников на "одарённых" и "бездарных", на "способных" и "неспособных" - разве не на ту же теоретическую базу опираются и они? Единое, всеобщее, равное для всех политехническое образование - величайшее достижение нашего строя, и оно с разобранной нами точки зрения на мозг и психику тоже начало представляться кое-кому архаичной и даже "вредной" затеей. И нейрофизиологию приглашают сию позицию обосновывать, да ещё "точными математическими методами".


Процесс деградации пошел и потребовались теоретические обоснования.
При советском строе государство работает на человека и создает соответствующую систему, единого, всеобщего, равного политехнического образования . При нашем, российском капитализме, главным является прибыльная экономика страны без будущего. Ибо какое будущее у  государства с деградирующими образованием, культурой, промышленностью. А элитариям помогут спецзаведения и заграница.

Хочу привести еще пару цитат:



...что талантливым становится любой человек с биологически нормальным мозгом, если ему посчастливилось развиваться в нормальных человеческих условиях....
..."Нормальными" тут вполне допустимо назвать условия, при которых индивиду предоставлены и обеспечены (как материально, так и морально) все возможности доступа к сокровищам человеческой культуры, в активном овладении которыми впервые возникает, формируется и совершенствуется психика, а мозг превращается в орган этой психики.

...Коммунизм и есть программа создания таких условий для всех, т.е. для каждого индивида с медицински нормальным мозгом. Такие условия создаются в борьбе против ненормальных условий человеческого бытия и их защитников.

21 марта 1979 года он покончил жизнь самоубийством.


Примечание: Фуркация
(от средневекового лат. furcatus разделенный)
построение учебного плана старших классов средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.) с преимущественным вниманием к определенной группе учебных предметов; при выделении двух циклов - бифуркация, большем числе - полифуркация.




Tags: Э.В.Ильенков, коммунизм, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments